Православные и мусульмане: веками сохраняя веру и обычаи
Христианство и ислам. Православные и мусульмане. В последние годы со страниц иных СМИ мы привыкли постоянно слышать о каких-то конфликтах на межнациональной почве. Очаги напряжённости, проявления ксенофобии, экстремизма вспыхивают на нашей планете с завидной регулярностью. Но… Если посмотреть пристальнее, мы с удивлением обнаружим один примечательный факт – у христианства и ислама в их чистом понимании – то есть у православных христиан и мусульман, нет каких-либо точек соприкосновения для открытых ожесточённых конфликтов. Обе религии сосуществуют за весь период своей истории довольно спокойно. Об особенностях взаимоотношений двух мировых религий в нашей стране и в Санкт-Петербурге, в частности, рассказывает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин.
В последнее время мы все чаще слышим о притеснении христиан в мусульманских странах. Достаточно вспомнить Египет и Сирию. Не мусульманин, попадающий в мир ислама, подпадает под действие шариата – мусульманского законодательства. Предписывающего в отношении побеждённых народов стройную систему подавления. Не мусульманин лишается права поступления на государственную военную службу, налагается особый дополнительный налог. То есть всеми доступными способами, и политически и экономически, ведётся подрыв сил немусульманского населения. Говоря проще – правовой и экономический геноцид. А что же у нас в России? Здесь напрашивается контрастное сравнение с проживанием мусульман в стране, где большая часть населения исповедует православие. Итак, что имеем – никаких политических запретов на поступление на государственную военную службу, а напротив, всяческое содействие. В экономической области республики, имеющие в основном мусульманское население, годами могут не платить налоги, на протяжении длительного периода времени считаться дотационными регионами. И поэтому с общим благополучием живущего в данных республиках местного населения все обстоит наиболее благоприятным образом – народ там живёт роскошно и на широкую ногу. При том, что в России мусульман меньше 10 процентов. А теперь попробуйте представить себе, чтобы в какой-то из мусульманских стран в отношении такого небольшого числа христиан сложилось столь благоприятное отношение. Хотелось бы отметить, что в данном случае я просто констатирую факты. Следует отметить, что мусульманская поведенческая среда в Петербурге безусловно отличается от той, что имеет место быть в Чечне или Дагестане.
Христианско-исламский диалог сложился в процессе формирования взаимоотношений на протяжении почти 14 веков. Постоянно происходило общение и обмен культурными ценностями. Явственно обозначена необходимость укрепления взаимодействий между разными религиозными сообществами для того, чтобы было достигнуто устойчивое положение мира между народами.
Как показывает исторический опыт, православные, живущие под игом католически-протестантского Запада, быстро становились религиозными мутантами - униатами, или чем-то вроде того, теряя веру, культуру и язык. Под мусульманами настолько большой ассимиляции не было. Большая часть населения тех же Балкан осталась христианами. Ещё IV Крестовый поход ясно показал абсолютную враждебность Запада к православному миру, и его железную волю полностью истреблять нашу веру. Так же и мусульмане в Западной Европе быстро ассимилировались или просто уничтожались. Например, после реконкисты на Пиренейском полуострове уже в 16 веке там совсем не стало мусульман... Османское завоевание Константинополя было неизмеримо мягче, а последующее поведение турок - несравнимо уважительнее к православным, чем поведение латинян.
Ещё в эпоху борьбы с ересью иконоборчества, захлестнувшей Византию, стала ясна парадоксальная мысль: ислам может и помогать в борьбе за чистоту православия. Ведь находящиеся под власть мусульман епархии сыграли значительную роль в борьбе против данной ереси. Подобные вещи постоянно происходили и позже. В средневековой Руси всегда бытовала мысль, которую потом четко выразил и Ф.И.Тютчев, - поэт, мыслитель, дипломат: турки "заняли православный Восток, чтобы заслонить его от западных народов". Благодаря победе турок в Константинополе победила православная партия, боровшаяся против унии с Римом. Несколько невероятно, но факт. Согласно Корану, христиане были признаны «народами Книги», и имеют право на соблюдение своего культа. Да, христианство было существенно ограничено в правах. Так, была запрещена проповедь веры во Христа среди мусульман, колокольный звон, храмы должны были стать ниже мечетей. Но зато мусульмане, серьезно относящиеся к религии, понимали, что христианам необходимо дать автономию во многих вопросах.
В православной русской империи мусульмане веками спокойно сохраняли свою веру и обычаи. И православные в османской империи имели возможность сохранять свою идентичность, ведь, несмотря на многие притеснения, православие там фактически имело статус второй государственной религии. Не будем забывать, конечно, и факт гонения на христиан. Но все же при всем при том христиане нередко занимали крупнейшие посты, даже пост министра иностранных дел, держали в своих руках большую часть финансов, контролировали торговлю. И мусульмане в целом платили России верностью. Они не только лояльно платили налоги, работали на благо России, но и часто храбро воевали за неё. Таких примеров полно. И во время Отечественной войны 1812 года, и во время Первой мировой, других конфликтов. Особенно поучителен пример верности мусульман последнему Императору. Своим поведением они показали верноподданость и просто порядочность. Не будем забывать об этом.
В настоящее время в Санкт-Петербурге успешно осуществляется пропаганда ценностей сохранения этнического и конфессионального многообразия, религиозной толерантности и свободы совести среди различных возрастных социальных профессиональных групп. Ведется эффективное противодействие религиозной нетерпимости и экстремизму. Таким образом, у жителей Санкт-Петербурга воспитывается позитивное отношение к конфессиональному многообразию. Проводится диалог, направленный на сохранение мирного сосуществования.
Мусульмане для Санкт-Петербурга не являются чем-то необычным. И сейчас, за счёт миграции, охватившей постсоветское пространство в последние годы, их численность за последние годы значительно выросла. Отметим, что татарская община практически ровесник существования города. Татарская слобода располагалась за Кронверком, где проживали татары, калмыки и другие инородцы, высланные на постройки города. Что фактически мы наблюдаем и сейчас. За свою историю наш город никогда не терял свою мусульманскую часть. Вот и сейчас он является местом обитания целой армии мигрантов. Но ситуация с ними не такая уж в нашем городе и простая. Дело в том, что у мусульман Петербурга два центра: один, существующий с советских времён – с руководителем духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и северо-западного региона России, подчиняющегося ЦДУМ (г.Уфа). И другой - представительство духовного управления мусульман европейской части России в Санкт-Петербурге. Он работает с советом муфтиев в России с центром в Москве. Также стоит отметить тот факт, что есть множество автономных групп, организованных по этническому или идеологическому принципу, не подчиняющихся никому и самостоятельно ведущих свою деятельность. А это в свою очередь представляет серьёзную опасность для дальнейшей нормальной жизни общества. Поэтому традиционный ислам сейчас имеет важное значение для нашего города. Достаточно вспомнить участие в общегородских мероприятиях представителей духовного управления мусульман Санкт-Петербурга. О чем это? Ну, например, возложение венков на Пискаревском кладбище. Или, например, участие в социально-экономическом развитии Петроградского района, в котором расположена мечеть. Это хорошо иллюстрирует единение нашего общества, состоящего как из православных христиан, так и мусульман и представителей других конфессий.
В нашем городе не было никогда никаких религиозных конфликтов между православными и мусульманами. В настоящее время формируются образовательные центры. Так, например, в библиотеке национальных литератур им. А.С. Грибоедова собираются представители различных диаспор Санкт-Петербурга. Там можно встретить православных и мусульман, как шиитов, так и суннитов. Осуществляется плодотворное сотрудничество с отделом религиозного образования и катехизациии санкт-петербургской митрополии. Создаются телепрограммы в интернет-вещании, где в онлайн-режиме ведутся беседы. Остаётся только надеяться, что пример сотрудничества между православными христианами и мусульманами Санкт-Петербурга послужит моделью для подражания как для других регионов России, так и для стран бывшего Советского Союза и Западной Европы, где во Франции В.И. Матвиенко была удостоена награды, свидетельствующей о большой известности толерантности в Санкт-Петербурге для Западного мира.
Записал Михаил Буренин, фото автора.
Предыдущая новость - Нашему Владыке многая лета!Следующая новость - 13 октября 2013 года воскресная школа и прихожане храма совершили увлекательную поездку в город Пушкин (Царское Село).