Интервью настоятеля протоиерея Вадима Буренина журналу "Вода живая"

Протоиерей Вадим Буренин духовно окормляет государственную академию ветеринарной медицины. Он считает, что о животных нужно не только заботиться, но и молиться.
  

 

Журнал: № 7 (июль) 2015Автор: Мария СуховаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 27 августа 2015


ПРОТОИЕРЕЙ ВАДИМ БУРЕНИН РОДИЛСЯ В 1970 г. В 1993 г. РУКОПОЛОЖЕН ВО ИЕРЕЯ. КАНДИДАТ БОГОСЛОВИЯ. С 1996 г. — НАСТОЯТЕЛЬ ПРИХОДА ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ НА КАМЕННОМ ОСТРОВЕ. ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРАВЯЩЕГО АРХИЕРЕЯ ОКОРМЛЯЕТ ЧАСОВНЮ В ИНСТИТУТЕ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА РАН И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АКАДЕМИЮ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ.


ВРАЧ «НА ПЕРЕДОВОЙ


— Отец Вадим, с чего началась ваша дружба с академией?

— Здесь учится моя дочь, и я волей-неволей оказался вовлечен в круг ветеринарной проблематики. Кроме того, ректор, многие преподаватели и студенты — верующие люди, они приходят ко мне в храм, и я всегда открыт для беседы. День святых Флора и Лавра почти совпадает с 1 сентября, поэтому у преподавательского состава возникло желание, чтобы священник служил праздничный молебен на начало учебного года. Я заметил, что с каждым годом студенты относятся к этому событию всё более внимательно.

— Какие трудности чаще всего возникают в работе ветеринарного врача?

— Руководители крупных хозяйств неоднократно жаловались мне на нехватку хороших врачей. Иногда одному специалисту приходится тянуть на себе огромнейшее хозяйство. Поскольку наша страна большая, в Россию завозится много продуктов из-за рубежа. Весь этот поток нужно обследовать. Хороший ветеринарный врач должен быть и в каждом хозяйстве, и в штате службы контроля качества продуктов. Ветеринарным врачам в любой политической ситуации нужно нести свою службу, хотя условия работы бывают очень разными.

— Наверное, всё это очень «мешает» частному бизнесу?

— Немало хозяйств хотело бы поставлять качественную продукцию в страны Европы, но им не удается пройти соответствие на ветеринарном контроле. Выставить качественные продукты на наш рынок тоже бывает сложно. Часто встает проблема коммерциализации: руководители хозяйств хотят извлечь максимальную прибыль, и от этого страдают интересы потребителей. Скажем, молоко от коровы, заболевшей лейкозом, необходимо очень долго кипятить. В идеале такое молоко вообще не должно поступать на рынок, но, тем не менее, его пытаются продать. Ветеринарному врачу порой требуется мужество, чтобы высказать свою твердую позицию работодателям и ее отстаивать, иногда он стоит перед вопросом сделки с совестью. Надо сказать, что за пределами нашей страны возникают те же проблемы. Например, в такой благополучной стране, как Германия, тоже периодически приходится с прилавков магазинов убирать, например, курицу, поскольку ветеринарные врачи выявляют, что эта продукция может нанести вред человеку.

 

ЛЮБОВЬ К «КОШЕЧКАМ» БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ


— Где критерий правильного отношения к животным с точки зрения христианства?

— Человек — венец творения Божия. Поэтому, внимательно относясь к своей жизни, нам следует внимательно относиться и к окружающему нас миру, не совершая действий греховных, нарушающих гармонию мира. Предание о святых Флоре и Лавре учит нас быть милосердными и проявлять сострадание, в том числе, и к животным. В житиях святых есть немало историй, когда на оказанное им милосердие животные отвечали взаимной любовью. И даже когда речь идет о выращивании животных для пропитания, люди могут не проявлять жестокости, создавая хорошие условия на тех же фермах. Мне доводилось видеть хозяйства, где животные находятся в прекрасных условиях, им даже включают классическую музыку для увеличения надоев. Я подумал тогда: вот бы и люди хоть иногда слушали классику, которая благотворно влияет на их психическое здоровье. А как-то раз я видел передачу про хозяйство в Псковской области, где животные содержались в ужасающих условиях. Без сердечного содрогания смотреть на это невозможно.

 

 

Животные в храме

Вечный вопрос: можно или нет пускать в храм животных? 88-е правило Трулльского собора предписывает: «Никто внутрь священнаго храма не вводит никакого животного: разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностью, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы». Канонист Вальсамон утверждает, что «животное может быть введено в храм, дабы вместе с ним не подвергся смерти и человек» из-за гибели или болезни нужного в хозяйстве животного. Очевидно, что этот канон можно распространить и, например, на собак-поводырей: если не пускать их в храм, пострадает человек, а это противоречит духу 88-го правила.

 

— Вы говорите о фермерских хозяйствах. А обычные домашние животные?

— Всё, что касается домашних животных, должно быть в рамках здравого смысла. Важно отдавать себе отчет в том, насколько ты можешь в своем доме обеспечить питомцам пребывание, которое не было бы и окружающим людям в тягость, и животным. Например, крупная собака в коммунальной квартире будет порождать неудобства, скандалы, а этого допускать нельзя. Я считаю, что собака в первую очередь должна выполнять роль сторожа. Любовь и забота о животных не должны порождать крайности. Недопустимо создавать культ обслуживания домашних питомцев: педикюр, бантики, костюмы и прочее.

— Бывает, что домашние любимцы становятся настоящими членами семьи. Допустимо ли это?

— Всё зависит от духовного устроения человека. Ситуации бывают разными, в отдельных случаях для их прояснения стоит обратиться к духовнику. Если человек не прикладывает усилий, чтобы жить по заповедям Божиим, в его жизни могут появляться различные искажения. Часто приходится встречать людей, у которых нет детей — они заводят животное и изливают на него нерастраченную любовь. Я неоднократно говорил в таких случаях, что лучше усыновить ребенка и излить свою любовь на него. Это, конечно, сложнее, чем завести животное, но в дальнейшем может принести настоящее счастье. Любовь к животным не должна быть больше, чем к человеку, — это уже становится подменой. Если же соблюдена иерархия ценностей, если любимый пес не ценится выше любимого мужа, то и он может считаться членом семьи.

 

 

Братья наши меньшие

Выражение «братья наши меньшие» восходит к словам Христа: «Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). В русской народнической публицистике XIX века эти слова часто относились к представителям социальных низов. А самую распространенную ныне интерпретацию дал поэт Сергей Есенин в своем позднем стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» (1924): «Счастлив тем, что целовал я женщин, / Мял цветы, валялся на траве / И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове».

 

ЕШЬ, МОЛИСЬ, ЛЮБИ


— Получается, что отношение святых к животным является для нас эталоном: человек оказывает милосердие, а животное пребывает в служении. Можно ли сказать, что хороший ветеринарный врач в большей степени приближен к заповеданному нам образу отношения к животным?

— Да, конечно. Призвание лечить животных связано с милосердием. При этом ветеринарные врачи обычно не получают благодарности от своих пациентов — коров, лошадей, свиней. Всё это делает их труд возвышенным.

— Как относиться к страданиям животных? Допустимо ли за них молиться?

— Во всех жизненных ситуациях можно обращаться к Господу. И если уж мы молимся о хорошем урожае, то как не молиться о животных? Тем более, у нас есть пример праведников, оказывавших помощь животным по своему убеждению. Они являли собой силу Божию, показывали, что Господь по нашим молитвам помогает, в том числе, и животным. Пример святых Флора и Лавра — это напоминание о том, что у нас есть святые угодники, которым мы можем помолиться о животных.

— Можно ли назвать благочестивым вегетарианство как желание не есть мясо из любви к животным? Ведь это не то же самое, что христианское воздержание, имеющее своей целью борьбу со страстями? Что бы вы сказали верующим людям, которые из любви к животным решили отказаться от мяса?

— Такие вопросы задавались еще в апостольские времена — это отражено в 51-м Апостольском правиле. Находящимся в лоне Церкви предписывается соблюдать уставные посты, но при этом запрещено гнушаться мясом. Так что подобные вопросы нужно решать индивидуально. Нужно понимать, что в данный момент человеку пойдет на пользу. От того, насколько правильно мы питаемся, зависит и наше общее состояние: будут ли тело и душа пребывать в гармонии. Нарушить себя своеволием очень легко: этого буду придерживаться, а этого нет. Так можно стать сектантом. Сегодня учений о так называемом «правильном питании» очень много. Приходя в Церковь, человек должен привести свою волю в согласие с ее учением, которое помогает спастись. Важно, чтобы человек ощущал себя в лоне Церкви, а не жил жизнью, которую сам себе придумал. Поэтому правильно этот вопрос может быть решен только с помощью духовного руководства.

 

 

 

ВЕТЕРИНАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Здание на Черниговской ул., д. 5, где сегодня располагается Государственная академия ветеринарной медицины, было выстроено в 1873–1874 гг. для Дома призрения и Александро-Невской школы Петербургского ремесленного общества. На третьем этаже этого здания была освящена домовая церковь в честь Александра Невского. В 1891–1892 гг. для школы выстроили отдельный корпус, где был освящен новый храм в честь святого князя с приделом святого Николая Чудотворца. Летом 1923 г. церковь была закрыта, а ее помещение передано Петроградскому ветеринарно-зоотехническому институту. В настоящий момент в корпусе размещается кафедра ветеринарного акушерства и гинекологии им. И. А. Бочарова СПбГАВМ.

 

 

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ СУХИНИН, доктор биологических наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины:

 — «Врач лечит человека, а ветеринарный врач — человечество», — это сказал академик Иван Петрович Павлов. Если среди животных произойдет вспышка особо опасных болезней, то в результате заразится и население. Поэтому здоровье животных нужно держать под контролем. В некоторых зарубежных странах профессия ветеринарного врача входит в пятерку самых престижных специальностей. Да и в нашей стране, скажем, в деревнях, к ветеринарному врачу всегда было особое уважение, так как корова — кормилица семьи. Конечно, людей в академию приводит любовь к животным. Я никогда не встречал случаев циничного отношения к болезням, «профессионального выгорания» среди наших специалистов. Считаю, если это происходит — человек недостоин носить звание ветеринарного врача. Студентов мы учим, что главное в их работе — здоровье человека. Это краеугольный камень ветеринарной медицины. Если возникает потенциальная опасность, что от больного животного заболеет человек, то, как бы ни было тяжело, животное приходится усыплять. Сегодня на факультете ветеринарно-санитарной экспертизы учится более 100 человек. Выпускники работают на таможне, рынках, фермах, контролируя всё, что мы едим. На факультете ветеринарной медицины учится более 1500 человек. Раньше специальность ветеринарного врача в основном была сельскохозяйственной. Однако сейчас лечение домашних кошек и собак превратилось в особую специализацию. Появились даже ветеринарные стоматологи, кардиологи и невропатологи, а операции животным проводятся на самом серьезном оборудовании. Во Франции 80% выпускников ветеринарных вузов идут работать в клиники по лечению мелких домашних животных. У нас же все-таки большинство выпускников работает в хозяйствах Ленинградской области. Некоторые студенты обучаются по целевой форме, то есть имеют направление от предприятия. Ни один ветеринарный врач в Санкт-Петербурге и области не стоит на бирже труда. О трудоустройстве наших студентов мы ежегодно отчитываемся перед Министерством образования РФ. День ветеринарного работника подчеркивает значимость ветеринарии в нашей стране. И в академии он отмечается масштабно. Проходит конференция, на ученом совете ректор поздравляет академиков и профессоров. В академию 1 сентября приходят высокопоставленные гости, говорят напутственные слова студентам. После торжественной части отец Вадим Буренин служит молебен для всех желающих. Кстати, в некоторых церквях, например, в храме Архистратига Михаила в Ломоносове, тоже служится молебен о том, чтобы работа ветеринарных врачей была успешной, а животные здоровыми. Хотелось бы восстановить храм, который был в наших стенах до революции. О том, что студентам нужен храм, я заключаю из того, что многие из них ходят в расположенный недалеко Новодевичий монастырь помолиться об успехах в учебе.

 

Ссылка на статью в журнале "Вода живая":
Предыдущая новость - 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы.
Следующая новость - Сегодня отмечается день православного ветеринара